Главная - Пол
Урок обучения грамоте "Буквы Й й, звук. Логопедическое занятие "звук и буква й" Звук и буква й задания

Ольга Титовец
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Й»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».

2. Учить выделять звук -й- на слух.

3. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.

4. Познакомить с буквой Й

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка,

майка, чайник; карандаши, счётные палочки, фишки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Приветствие.

Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий. Обозначение: зеленый кружок.

2. Основная часть.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [й], определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Вам нужно поставить фишки в нужные клетки (начало, середину или конец слова).

Следующее задание - выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Йод хороший,

Йод не злой.

Зря кричишь ты:

«Ой-ой-ой!»

Динамическая пауза:

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

(Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

Игра «Разноцветные попугайчики»

Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев, которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

Какой последний звук во всех этих словах? ([й])

3. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Анализ предложений, нахождение предлогов и объяснение их значения, определение их места в предложениях.)

Зайка, сидеть, куст, под;

Чайка, море, лететь, над.

4. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так - модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И - Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

5. Рефлексия.

Что запомнили? Что было трудным?

6. Итог.

Кеша благодарит за помощь детей.

Дарит им картинки – раскраски с изученным звуком.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Т; научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием современных технологий «Звук и буква Й» Тема: «Звук и буква Й» Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Ведущая образовательная область: коммуникация.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звук и буква Ш» Цель: Развивать мелкую моторику; Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; Закреплять правильное.

Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К» Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове; -закреплять.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А» Тема: Звук [а], буква А. Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить детей со звуком.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Конспект занятия по обучению грамоте

Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы № 6

Абрамова О. В.

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

Цели и задачи:

Знакомство с буквой;

Дифференциация понятий « звук» и « буква»;

Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

Выделение звука в словах, определение его местоположения;

Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

Обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

  1. Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

Споем?- сказала одна своей соседке.

Я не умею, - грустно сказала та.

А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

Й…Й…Й…

И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

Я не гласная.

Согласная, что ли?

Не знаю.

Ну, и кому ж ты такая нужна?

Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

Стои - жалко, что ли.

Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

Сама догадайся…

Догадались, о какой букве идет речь?

Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

Птица, которая хорошо поёт? (Соловей, канарейка)

Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

Морская белая птица? (чайка)

Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

Городской транспорт? (Троллейбус, трамвай)

Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

Согласна с вами - в середине и в конце слов.

3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

(Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

(Дети танцуют.)

4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».

Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Что изменилось в этих словах? (Появился звук (Й)).

5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

(При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?

На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.


Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Попугай Йогурт Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? - МАЙКА? - ДАЙ? - АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка - за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] - гласный, а [Й] - согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове?
А какой в этом слове второй слог?

Аналогично - со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова:
мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай?
Кара… (вай).
Что нам пели, угадай? Баю… (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц… (май).
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! - решил Мыша.
- Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица?
(Лентяй)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
- Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной!
Ой-ой-ой, бедный!
(Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.
- Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал АЙ-АЙ.
(Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!
(В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей:
Вот горностай, вот - воробей.
(Е. Григорьева)

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
…Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
(С. Маршак)

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей.
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

И снова для вас рубрика учим буквы . Как вы правильно догадались сегодня у нас согласная буква «Й» . Почему согласная? А произнесите звук. Ну как легко проходит звук? Конечно же, преграды встречает, мешает язычок и зубы.

В начале слова этот звук встретишь ты не так часто, зато в середине и в конце слова сколько угодно. Вот и начните с того, придумайте слова со звуком «Й». Выложите или вылепите букву.

Я лишь предлагаю вам в помощь практический материал : художественное слово , игры , скороговорки, загадки .

Буква «Й»


Веселые стихи

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Е. Тарлапан

У меня игла и нить,

Я учусь у мамы шить.

Если пальчик уколю,

Йодом ранку я залью.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем большой!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Г. Виеру

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

В. Кожевников

Йог Ивану бы помог,

Да живет за морем йог.

Скороговорка

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Холода не бойся. По пояс мойся.

Игры

Игра «Кто больше».

Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

Игра «Превращение слов».

Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт
(пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).

Игра «Где звук».

Учитель предлагает детям определить позицию буквы «й» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Любопытный».

– Как тебя зовут? (Андрей.)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо.)

– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай, троллейбус.)

– Куда любишь ходить в выходной? (В музей.)

– Во что ты набираешь воду, чтобы полить цветы? (В лейку.)

– Какой фрукт ты любишь? (Айву.)

– Какой напиток ты любишь? (Чай.)

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ша – ба, геро –, трамва –, изуча – те.

Игра «Превращение слов».

1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

О т в е т: майка, гайка, зайка, лайка, шайка;

лейка, рейка.

2. Измените каждое слово так, чтобы в нем была буква «й».

Строитель (стройка ), лить (лейка ), заяц (зайка ), читатель (читайте ), зима (зимой ).

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям.

1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)

– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, гайка.)

2. – – ай (Край.)

– – – ай (Сарай, лишай.)

– – – – ай (Обычай, случай.)

– – – ей (Музей, лицей, жокей, пырей.)

Загадки

Ну вот мои дорогие, ваши практические советы пополнились еще одной буквой, это буква «Й» .

Тема: Звук и буква «Й»

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.

2. Учить детей правильно произносить звук [Й].

3. Продолжать учить анализировать предложение, составлять схему.

4. Учить преобразовывать слова.

5. Совершенствовать умение определять место звука в слове.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: сигнальные знаки, предметные картинки с буквой Й, карандаши, тетради, зеркала, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну, а сначала давайте поиграем.

    Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Сумка несет человека.

Магазин идет в Дариму.

Зайка поймала волка.

За осенью наступило лето.

Рыбка поймала Баира.

    Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.

Общее расслабление. Движения по тексту.

Утром солнышко встает,

И цветам тепло дает.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно дружно всем вставать

    Массаж лица:

поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);

постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);

поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).

    Развитие мимических мышц

    Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

Для челюсти: боковые движения челюстью - «обезьянки»

Обезьянки прибежали,

И дразнить хозяйку стали:

Вправо-влево, вправо-влево,

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

Для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;

для языка: «маляр» (гладим нёбо)

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Красит, красит потолок,

Будет очень хорошо.

    Работа по развитию дыхания и голоса.

«Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

    Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребята, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова?

Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)

Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука? - Давайте дадим характеристику этому звуку.

Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда).

Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий.

Как мы его будем обозначать? (зеленым кружочком).

    Играем «Хлопни, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Хлопните, когда услышите звук [Й].

- [й], [у], [э], [й], и т.д. (из ряда звуков);

Бо, му, ай, та, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);

Майка, кот, воробей, собака, май, чай, зайка и т.д. (из ряда слов).

    Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й]. - Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)

Обозначьте на домиках место звука [Й] в вашем слове. (в начале слова, в середине, в конце)

Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?

В разрезной азбуке найдите букву Й.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения. Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)

Сколько в нем слов? (четыре).

Какое первое слово?

Второе?

Третье?

Четвертое?

Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Воробей, крыша, на, сидеть.

Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й».

Какое слово получиться? (МАКИ).

Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ).

Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ).

Какую букву мы убрали?

Какой звук она обозначает?

8 . Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас откроем тетради и сделаем разбор слова МАЙ.

Сколько звуков в этом слове? (три).

Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим кружочком).

Почему? (Он согласный твердый).

Какой второй звук? ([а]).

Как обозначим? (красным кружочком).

Почему? (Он гласный).

Какой следующий звук? ([Й]).

Как мы его обозначим? (зеленым кружочком).

Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.

Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Какой это звук?

Почему?

Какой буквой он обозначается?

 


Читайте:



Книга в кратком изложении

Книга в кратком изложении

Эта книга посвящена каждому, кто когда-либо боролся с искушением, зависимостью, откладывал дела в долгий ящик и уговаривал себя что-то сделать, -...

Свадебное платье: к чему снится сон

Свадебное платье: к чему снится сон

Доброго времени суток, или доброе утро, если вы только что проснулись от свадебного сна. В очередной раз затрагиваю тему подвенечного наряда в...

Варенье из кизила с косточками

Варенье из кизила с косточками

Такая полезная ягода как кизил часто используется не только в народной медицине, но и в кулинарии. Ее добавляют в компоты, джемы, мармелад, пастилу...

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Сильная порча на болезнь способна уничтожить не только здоровье человека, но и разрушить всю его жизнь. После того как жертва определит сглаз, ей...

feed-image RSS