Главная - Постройки
Что будем делать с полученным материалом

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. отмечена осторожностью и медлительностью. Казалось бы, Российская империя после Отечественной войны 1812 г. была готова к реформам и изменениям, но Александр колебался. И если сначала он ввел Конституцию в царстве Польском в 1815 г., а потом и поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской Конституции, то потом, увидев, что высшие круги России относятся к таким реформам с недовольством, и опасаясь за свою жизнь, он не стал вводить ее в стране. Кроме того, Александр I в 1820-е гг. уничтожил многие реформы начала своего правления. К концу жизни личность императора полностью изменилась от либерала-новатора, стремившегося сделать Россию свободной страной, к духовному человеку, которому безразличны были государственные дела России. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Александр I , глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию , которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.

Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву (рис. 2). Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».

Рис. 2. Н.Н. Новосильцев - создатель конституционного проекта «Уставная грамота Российской империи» ()

Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России - вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь - все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно - он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.

Рис. 3. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге ()

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815-1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

  1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. - СПб.: «Вита Нова», 2011.
  2. Кодан С.В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - М.: МГИУ, 2006, Вып. 6.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990.
  1. Pereplet.ru ().
  2. Constitution.garant.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Какие основные положения содержались в Польской Конституции 1815 г.?
  2. Кем и когда был разработан проект «Уставная грамота Российской империи»? Какое государственное устройство России предлагалось по этому проекту?
  3. В чем проявлялась странность внутренней политики Александра I в 1820-х гг.? Какие изменения произошли с его личностью в это время?

Задание № 1.

Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы

Сдерживали реформы

Социально-патриотический подъем и общее ожидание перемен
- Влияние европейского свободомыслия и револю-ционных идей
- Прогрессивный настрой широких слоев русского общества
-Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законам

Консервативные слои дворянства и чиновничес-тва
- Нерешительность и непоследовательность Алек-сандра I
- Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны
- Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза)

Задание № 2.

Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич.

«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению - это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор.

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции.

Задание № 3.

Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Задание № 4.

Объясните значение понятий.

Конституция - основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Гражданские свободы (права) - права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.
«Уставная грамота Российской империи» - проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.
Мистицизм - в широком смысле - признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
Орден иезуитов - мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством.
Возрастной ценз - обусловленное возрастом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению какой-либо деятельности или определенных гражданских и политических прав.

Задание № 5.

Укажите правильный ответ.
Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король (см. примечание);
б) русский царь;
в) российский генерал-губернатор;
г) наместник русского царя.

*примечание. Русские цари (Александр I и Николай I) короновались польскими королями. Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи.

Задание № 6.

Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи».

Прогрессивные черты

Консервативные черты

Принцип разделения власти
- Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах
- Утверждение сеймом бюджета и законов
- Выборность представительской и судебной властей
- Предоставление избирательного права
- Предоставление гражданских свобод
- Свобода печати
- Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

Суверенитет императорской власти
- Исключительное право законодательной инициа-тивы и право вето у императора
- Вся полнота исполнительной власти в руках им-ператора
- Имущественный избирательный ценз, что пред-определяло состав сейма
- Предоставление избирательных прав и гражданс-ких свобод только представителям свободных сословий
- Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание № 7.

Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I».

Задание № 8.

Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада.

План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти, 2) Характеристика, 3) Характеристика царствования, 4) Заключение.
Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера.
По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству.
Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия.
Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.»

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. отмечена осторожностью и медлительностью. Казалось бы, Российская империя после Отечественной войны 1812 г. была готова к реформам и изменениям, но Александр колебался. И если сначала он ввел Конституцию в царстве Польском в 1815 г., а потом и поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской Конституции, то потом, увидев, что высшие круги России относятся к таким реформам с недовольством, и опасаясь за свою жизнь, он не стал вводить ее в стране. Кроме того, Александр I в 1820-е гг. уничтожил многие реформы начала своего правления. К концу жизни личность императора полностью изменилась от либерала-новатора, стремившегося сделать Россию свободной страной, к духовному человеку, которому безразличны были государственные дела России. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Александр I , глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию , которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.

Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву (рис. 2). Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».

Рис. 2. Н.Н. Новосильцев - создатель конституционного проекта «Уставная грамота Российской империи» ()

Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России - вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь - все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно - он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.

Рис. 3. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге ()

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815-1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

  1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. - СПб.: «Вита Нова», 2011.
  2. Кодан С.В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - М.: МГИУ, 2006, Вып. 6.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990.
  1. Pereplet.ru ().
  2. Constitution.garant.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Какие основные положения содержались в Польской Конституции 1815 г.?
  2. Кем и когда был разработан проект «Уставная грамота Российской империи»? Какое государственное устройство России предлагалось по этому проекту?
  3. В чем проявлялась странность внутренней политики Александра I в 1820-х гг.? Какие изменения произошли с его личностью в это время?

Блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения.

Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России.

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны , было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора . Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.

Николай Николаевич Новосильцев (1761-1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788- 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.

Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.

В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.

Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.

Основные итоги внутренней политики Александра I.

Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.

Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов - не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований - сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию - с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора - неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.

Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.

? Вопросы и задания

1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ?

2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе поатте войны?

3. Почему Александр I пошел на дарование Польше самой демократической в тогдашней Европе конституции?

4. Чем можно объяснить поручение царя Н. Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для всей страны?

5. В чем состояли главные причины отказа от проведения реформ в начале 20-х гг.? 6. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I.

Документ

Из речи Александра I в польском сейме. Март 1818 г.

Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно-свободные постановления, коих священные начала смешивают с разрушительным учением, угрожавшим в наше время бедственным падением общественному устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, таковые постановления, когда приводятся в исполнении по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершенно согласуются с порядком и общим содействием, утверждают истинное благосостояние народов.

Задание к документу: Дайте оценку приведенного отрывка.

Расширяем словарный запас:

Иезуиты - члены католической монашеской организации (ордена), ставившей целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского.

Мистицизм - вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Ценз - условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Материалы по истории за 8 класс скачать , конспект по истории, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В 1812-1815 гг., когда Александр I был поглощен борьбой с Наполеоном, он предоставил чрезвычайные полномочия во внутреннем управлении Комитету министров, но, будучи во многом недоволен деятельностью его членов под руководством Н.И.Салтыкова, он хотя и оставил за Комитетом значение средоточия всей правительственной власти, однако отдал его под контроль Аракчеева. В 1815г. Аракчеев стал докладчиком по делам Комитета министров в целом, а также по делам Государственного совета. Кроме того, Аракчеев заведовал собственной его императорского величества канцелярией. Были отменены личные доклады министров государю, они теперь могли обращаться к нему только через посредство Аракчеева. В руках Аракчеева оказались все сколько-нибудь важные государственные дела: подготовка законопроектов и их исполнение, надзор за деятельностью органов центрального и местного управления, назначения на должности.

Как считает Е.Э. Лямина, Аракчеев должен был стать «своего рода орудием императорской власти в крайне сложных взаимоотношениях монарха с дворянством». Стремясь обуздать недальновидное и эгоистичное дворянское своеволие (проявления которого были различны: от активного неприятия конституционных начал в первые годы царствования и всеобщей ненависти к Сперанскому - до замыслов цареубийства), Александр мог опираться на Аракчеева как на лично ему преданного вассала, с равной неприязнью относившегося ко всем придворным группировкам 1. После окончания наполеоновских войн Александр возвращается к планам реформирования политического строя империи. На очередь встал польский вопрос, давно занимавший Александра. Большая часть герцогства Варшавского, перешедшая к России по решению Венского конгресса получила название Царства Польского.

15 ноября 1815г. Александр утвердил конституцию Царства Польского. По этой конституции Александр I становился королем польским. Польская корoна объявлялась наследственной для российских императоров, но власть их на территории Польши ограничивалась конституцией. Управление Польшей вверялось наместнику царя, каковым, Александр назначил генерала из старинного польского рода И. 3айончека. Но фактически наместником стал брат царя великий князь Константин, назначений главнокомандующим польскими вооруженными силами. Высшую законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся на свои сессии один раз в два года на 30 дней, а между сессиями - Государственный совет, действовавший постоянно. Верхняя палата Сейма состояла из лиц, назначенных королем, нижняя избиралась гражданами по сословиям. Все государственные должности замещались только поляками и официальные акты составлялись на польском языке. Объявлялись неприкосновенность личности и жилища, свобода печати; господствующей религией являлся католицизм, но гарантировалась свобода вероисповедания и другим конфессиям. Вводился равный для всех сословий суд, при независимости и несменяемости судей с гласным судопроизводством. Польская конституция была наиболее либеральным для того времени конституционным актом в Европе. Дарование ее было для Александра I дальнейшим шагом в планировавшемся им переустройстве империи.

Как вспоминал Н.И. Тургенев, «с момента возвращения русских армий в свою страну либеральные идеи, как говорили тогда, начали распространяться в России. Кроме регулярных войск, большие массы народного ополчения видела заграничные страны… Пресса более прежнего занималась тем, что происходило в других странах и особенно во Франции, где производился опыт введения новых учреждений». Как писал Н.И. Греч, «наши молодые, пламенные, благородные люди возымели ревностное желание доставить торжество либеральным идеям, под которыми разумеется владычество законов,.. искоренение вековых злоупотреблений... Правительство не может желать и терпеть зла, но, видно, средства его недостаточны, честные люди должны помогать ему». Существовавшие в 1814-1816 гг. так называемые преддекабристские объединения были легальными или полулегальными. В феврале 1816 г. возникло первое декабристское общество - Союз спасения. Большинство членов всех этих организаций, действительно, надеялись на то, что сам император дарует России конституцию, осуществит реформы.

В мае 1816 г. состоялся разговор Александра I с флигель-адъютантом полковником П.Д. Киселевым, который объехал ряд губерний России, доложил обо всем, что видел, и осторожно высказал мысль о необходимости заменить ряд чиновников, берущих взятки, и осуществить некоторые частные реформы в государственном управлении. Александр отвечал: «Мы должны теперь идти ровными шагами с Европою; в последнее время она столько просветилась, что по нынешнему положению нашему оставаться позади мы уже не можем; но на все надо время… уменьшать злоупотребление, конечно, должно, но одни всего не успеешь сделать, помощников нет, кругом видишь обман… Я знаю, что в управлении большая часть людей должна быть переменена, и ты справедлив, что зло происходит как от высших, так и от дурного выбора низших чиновников; но где их взять? Я и 52-х губернаторов выбрать не могу, а надо тысячи… Вдруг всего не сделаешь, помощников нет».

В начале 1816 г. эстляндское дворянство заявило о своей готовности освободить крепостных крестьян. Уже в 1804-1805 гг. крестьяне Прибалтийских губерний получали определенные права. 23 мая 1816 г. была издано «Положение об эстляндских крестьянах». Крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая объявлялась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельными наделами на условиях аренды, и возможность в перспективе приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. С другой стороны, устанавливается 14-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Крестьяне не получили права свободы передвижения и выбора рода занятий, и, таким образом, превращались фактически в бесправных арендаторов иди батраков. Все же «Положение об эстляндских крестьянах» было первым за несколько столетий русской истории актом, которым власть уничтожала крепостное право, пусть и на части территории огромной Российской империи. Это было публичное проявление готовности императора идти на конкретные меры по освобождению крестьян. (На аналогичных условиях крестьяне были освобождены в августе 1817 г. в Курляндии и в марте 1819 г. в Лифляндии).

В том же 1816 г. происходит возврат к практике создания военных поселений. В этом году на землях государственных крестьян Новгородской губернии была поселена 1-я гренадерская дивизия, в 1817 г. в Херсонской и Слободско-Украинской губерниях - 3-я Украинская и Бугская дивизии. Непосредственное начальство над украинскими поселениями император поручил генералу К.О. Витту, над новгородскими - Аракчееву, который, впрочем, по должности председателя Военного департамента Государственного совета по личной просьбе монарха курировал организации и ход всего дела. Теперь военные поселения создаются на иных, чем до войны, началах. На этот раз жители, мест, предназначенных под военные поселения, не выселялись, а обращались в военных поселян. К ним подселялись солдаты «действующих» (регулярных) частей пехоты и кавалерии - по два солдата на поселенное семейство. Все поселяне должны были одновременно заниматься и земледелием и военной службой. В военных поселениях учреждались школы, госпитали, ремесленные мастерские. Сыновья военных поселян с 7 лет зачислялись в «кантонисты»; сначала они, оставаясь при родителях, обучались в школе чтению, письму и счету, а с 18 лет их уже переводили в воинские части.

Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде они должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, заниматься военным обучением. По приказу военного начальства устраивались браки. Каждый разряд военных поселян имел свое обмундирование. Коренная ломка прежнего, привычного быта воспринималась поселянами весьма тягостно. Но особенно тяжелыми оказались обширные строительные и дорожные работы, являвшиеся причиной высокой смертности среди поселян.

Аракчееву приходилось применять самые жесткие меры при подавлении крестьян и казаков, сопротивлявшихся введению военных поселений. В 1817г. против восставших крестьян Новгородской губернии, упорно не желавших становиться поселянами, была применена даже артиллерия. Массовой экзекуции в 1817-1818 гг. были подвергнуты казаки Херсонской губернии, не желавшие переходить на положение военных поселян. Супруга великого князя Николая, Александра Федоровна, вспоминала, что в ходе поездки императорской фамилии в Москву «попадались местами жители некоторых деревень, на коленях умолявшие о том, чтобы положение их не изменяли». «Административный почерк Аракчеева, - пишет Е.Э. Лямина, - без труда читался в методах реализации проекта, и современники… связывали устройство поселений с его именем, хотя инициатива здесь принадлежала императору, а сам граф неизменно подчеркивал, что он, лишь беспрекословный исполнитель монаршей воли; чрезмерную жестокость, сопровождавшую введение поселений, он с характерной язвительностью объяснял излишним усердием своих подчиненных».

Согласно мемуарам Александры Федоровны, «в это время Аракчеев был самым деятельным помощником императора. Он был необходим ему и работал с ним ежедневно. Через его руки проходили почти все дела. Этого человека боялись, его никто не любил». Современники не переставали удивляться беспредельному возвышению Аракчеева. Многим казалось, что император удалился от дел по внутреннему управлению империей, отдал его в руки Аракчеева. Большая часть дворянства относилась с осуждением к военном поселениям. Но в присутствии Аракчеева «никто не осмеливался говорить о них иначе как с величайшей похвалою» , а при дворе «все без изъятия перед ним изгибалось» .

В 1817-1818 гг. начинается работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности, намерений Александра свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал Аракчеева, которому доверял разрабатывать осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

Александр продолжал считать в то время, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит лишь предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Он так и не смог до конца понять истинных причин, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных и в то же время толкали российское дворянство на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным. шагам правительства, причин, обусловленных разным уровнем социально-экономического развития собственно русских губерний и Прибалтики. Поэтому в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Проект готовился в величайшей тайне; Александр опасался как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений.

Проект Аракчеева предусматривал покупку помещичьих имений с крепостными в казну «по добровольному на то помещиков согласию». Продавать государству крепостных, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основ - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них землю, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на ревизскую душу на условиях аренды, но в будущем они могли приобрести землю в собственность. В феврале 1818 г. проект был представлен Александру I и одобрен им.

В эти годы широко развернуло свою деятельность русское отделение Библейского общества, которое ставило своей задачей издание книг Священного Писания на языках народов России и распространение их по низкой цене или бесплатно. В чтении Библии, как считали основатели Общества, «подданные научаются познавать свои обязанности к Богу, государю и ближнему, а мир и любовь царствуют, тогда между вышними и нижними». Библейское общество, имевшее конечной целью слияние всех христианских конфессий, хорошо отражало характер того религиозного просвещения, которое Александр готов был признать основой желательной для него общественности. В него вошли представители всех существующих в России христианских вероисповеданий (кроме католиков). Средства для своей деятельности библейское общество получало за счет взносов членов Общества и частных пожертвований. Александр I пожертвовал 25 тысяч рублей. Председателем Общества был назначен князь А. Н. Голицын, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода и председателя Главного управления духовных дел разных исповедений. Н.И. Греч, называвший Голицына «поверенным души императора», писал: «Кто не принадлежал к Обществу Библейскому, тому не было хода ни по службе, ни при дворе». Главным противником Голицына был Аракчеев. «Князь оказывал к нему презрение и даже никогда не кланялся. Александру это, видно, нравилось по правилу: divide et impera».

Помимо издания Библии, Библейское общество способствовало распространению школ взаимного обучения, принимало живое участие в делах благотворительности. Однако многие православные иерархи, высказывали недовольство участием в Обществе инославных, изданием мистической литературы. Мистицизм широко распространился в дворянских кругах. Библейское общество обвинялось и в связях с тайными обществами, цель которых - «потрясение религии и престола». Среди духовных лиц вызвало неодобрение и создание в 1817г. «двойного» Министерства духовных дел и народного просвещения под управлением того же А.Н. Голицына. Синод стал одним из отделений Министерства. В создании «двойного Министерства», как и в более ранних мерах конфессиональной политики Александра I, ярко проявился принцип вероисповедного индифферентизма государства. «Власти просвещенного абсолютизма... видели в разноголосице исповеданий лишь досадное для планомерного воспитания общества согласно своим предначертаниям», -- писал А.Е. Пресняков. Кроме того, здесь отразились и симпатии Александра к масонству, желавшему освободить людей «от религиозных заблуждений их предков». Министерство Голицына должно было распространять в России религиозно-просветительскую идеологию Священного союза. В 1818 г. особому комитету, созданному при Министерстве духовных дел и народного просвещения, было предписано: согласовать преподавание всех наук с верой в Бога и принципом самодержавной власти.

15 (27) марта 1818 г. состоялось открытие первого заседания сейма в Варшаве. Александр произнес речь, в которой объявил о своем намерении ввести подобный польскому конституционный порядок на всей территории России: «Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно те, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений и которых спасительное влияние надеюсь я с помощью Божией распространить на все страны, Провидением попечению моему вверенные. Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».

Для ближайшего окружения императора эти мысли были отнюдь не новы, но, произнесенные гласно не только на всю Россию, но на весь мир, они стали, можно сказать, сенсацией. «Вы призваны, - говорил далее император, обращаясь к полякам, - дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры», доказать, что принципы «законно-свободных» учреждений напрасно смешивают с революционными, тогда как они, если осуществлять их разумно, «совершенно согласуются c порядком».Спустя месяц в речи при закрытии сессии сейма Александр заявил, что высоко ценит «независимость мнений» избранников сейма, ибо «свободно избранные должны и рассуждать свободно».

Речи Александра молниеносно разнеслись по России. Среди помещиков они были истолкованы как свидетельство близящегося освобождения крестьян. Ни в среде влиятельных помещиков, ни в среде высшей бюрократии и аристократии никто не выразил одобрения замыслам императора. Но варшавские речи Александра произвели сильное впечатление на умы либерально настроенных русских людей, а также многих членов нового тайного общества декабристов - Союза благоденствия, укрепив их надежды на конституционные намерения царя. Н.М.Карамзин писал: «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах: спят и видят конституцию; судят, рядят…»

В апреле 1818 г. Александр издал конституционный «Устав образования Бессарабской области». Верховный совет области, состоявший из 5 назначавшихся членов и 6 депутатов, избранных от дворянства, наделялся законодательными и распорядительными полномочиями. Его решения были окончательными и не подлежали утверждения императора. В мае-июне того же года по поручению Александра I в канцелярии министра юстиции Н.Н. Новосильцева началась работа над конституцией для России - «Государственной уставной грамотoй Российской империи» - в духе принципов польской конституции 1815г. В 1818г. был издан закон, позволивший казенным, удельным и помещичьим крестьянам, и вольным хлебопашцам основывать фабрики и заводы. Продолжалась работа над проектoм освобождения крестьян.

Для выработки основ крестьянской реформы был создан специальный Секретный комитет. Окончательный проект освобождения крестьян так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить меры, которые могли бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа.

В эти годы издавались книги К.И. Арсеньева «Российская статистика», А.П. Куницына «Право естественное», Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», в которых излагались просветительские идеи, а К.И. Арсеньев открыто заявлял о вреде крепостного права. В «Духе журналов» публиковались и комментировались тексты западноевропейских конституций.

При этом в ходе работы над проектом «Уставной грамоты» опасения сопротивления со стороны дворянства были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Непосредственным авторам конституционного проекта был, состоявший при Новосильцеве француз П.И. Пешар-Дешан. При работе учитывались конституционный проект Сперанского.

В июне-августе 1819 г. произошло возмущение в Слободско-Украинской (Харьковской) губернии. Здесь, в Чугуевском и Таганрогском округах, числилось 28 тысяч военных поселян. Восставшие протестовали против обращения их в военные поселяне. В донесении императору Аракчеев писал: «Никакие убеждения не действуют на бунтующих и... все они... кричат следующее: не хотим военного поселения, которое не что иное есть, как служба графу Аракчееву, а не Государю, и мы приняли решительные меры истребить графа и наверное знаем, что с его концом рушится военное поселение». Согласно воспоминаниям Н.К. Греча, «Аракчеев бессовестно обманывал императора, потворствуя его, прихоти, уверял его в благоденствии и довольстве солдат, а вспышку приписывал влиянию людей злонамеренных и иностранных эмиссаров». Для подавления бунта были стянуты регулярные войска. Было арестовано 2003 участника восстания. Наказанию шпицрутенами подверглись 54 наиболее активных участника восстания, 29 из них были забиты насмерть.

В эти годы Александр вновь возвращается к мысли об отречении от престола. А.Н.Архангельский замечает, что император заговаривал о желании «сбросить с себя бремя короны» именно тогда, когда больше всего страшился устранения (в сентябре 1812 г., в ходе подготовки к реформам 1818-1820 гг., и т.д.). Император «как бы упреждает возможный удар, как бы уговаривает всех: не волнуйтесь,.. я уйду сам,.. нужно только выбрать удобное время». Но это не значит, что он не думал всерьез о возможности отречения . Летом-осенью 1819г. между членами императорской фамилии обсуждался вопрос о возможном отречении Александра и его последствиях. Выяснилось, что великий князь Константин категорически отказывается царствовать, и, следовательно, наследником становится Николай Павлович. Согласно воспоминаниям Николая I , Александр говорил, «что он чувствует, что силы его ослабевают, что в нашем веке государям, кроме других качеств нужны физическая сила и здоровье для перенесения больших и постоянных трудов;.. и, что потому он решился… отречься от правления с той минуты, когда почувствует сему время».

К маю 1820 г. конституционный проект был полностью готов и отослан императору. В «Уставной грамоте» провозглашалось создание Государственного сейма (или Государственной думы), состоящего из Сената (его члены назначались императором) и Посольской палаты (сюда должны были входить избранные «земские послы» и депутате окружных городских обществ). Государственный сейм созывался каждые 5 лет на 30 дней. Без рассмотрения и одобрения Сейма монарх не мог издавать законы, но законодательная инициатива принадлежала исключительно, императору, он мог отклонить любой закон, утвержденный Сеймом. Император являлся главой исполнительной власти. Общее собрание Государственного совета становилось центром законодательной, исполнительной и судебной властей. Часть судей должна была быть выборной. Министры подлежали суду в случае нарушения законов и «Грамоты». Сейм обсуждал и утверждал государственный бюджет» Объявлялись свобода слова, вероисповедания (однако православие оставалось господствующей религией, а политическое и гражданское равенство предусматривалось только для христиан), равенство всех перед законом, независимость суда, неприкосновенность личности, гарантировалось право частной собственности (подразумевалось, что крепостные не входят в число граждан. Вообще о крепостном праве в проекте ничего не было сказано. Сословная структура общества, таким образом, не менялась). Избирательные права предоставлялись дворянам и горожанам, имевшим недвижимость, «именитым гражданам» (ученым, художникам, банкирам), купцам первых двух гильдий и цеховым мастерам.

«Грамота» предусматривала федеративное устройство страны, которая делилась на наместничества, где также создавались двухпалатные сеймы для рассмотрения местных узаконений, а иногда по предложению императора, и общественных. Эти сеймы избирают «земских послов» и депутатов (но эти лица должны быть утверждены императором). Назначаемый монархом наместник управляет при содействии Правительственного совета (из членов, назначенных от министерств) и Общего собрания - часть его членов выбиралась в губерниях, входящих в состав наместничества. В развитие «Уставной грамоты» предстояло выработать «Органические статуты для каждого наместничества».

«Буржуазный характер «Уставной грамоты» 1820 г. несомненен, - пишет С.В. Мироненко, - как впрочем, и ее ярко выраженный патримониальный характер». В принципе ни один вопрос не мог быть решен минуя монарха. Право монарха на вмешательство в формирование нижней палате наместнических и общегосударственного сеймов на практике означало нарушение принципа разделения властей и шаг назад по сравнению с польской конституцией. «Ограничивая самодержавный произвол, вводя его в определенные законные рамки, проект конституции 1820 г., все же сохранял доминирующее положение самодержца во всех областях государственной жизни»0. Осуществление проекта должно было, по мысли Александра I уничтожить тяготившую его зависимость императорской власти от столичной вельможно-бюрократической среды, обеспечить единство империи полным слиянием с ней Финляндии и Польши, гарантировать быстрое осуществление на местах правительственной политики.

Незначительный объем предоставляемых населению политических прав, сохранение всей полноты власти, в руках государя и его наместников согласовали подобные проекты с сохранением всей полноты самодержавия, которым как личной властью Александр пока не собирался жертвовать. Как бы то ни было, «Уставная грамота», будь она введена в действие, означала бы новый этап в истории России. Александр одобрил текст «Уставной грамоты». Новосильцев составил проект манифеста, возвещавший «любезным и верным подданным» императора о даровании конституции, с успокоительным заявлением, что она не вводит ничего существенно нового в государственный строй, а лишь упорядочивает и развивает присущие ему начала. Однако ни манифест, ни «Уставная грамота» не были обнародованы. Почему же Александр в очередной раз отказался от своих планов? Многие современники и исследователи указывают на то, что на Александра повлияли революционные события в Европе, развернувшиеся в 1820 г., бунт Семеновского полка и рост крестьянских волнений в России. Кроме того, как указывает С.Б. Мироненко, осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Среди правящей элиты переменам сочувствовали и к ним стремилась ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого страшился Александр . Впрочем, Александр вовсе не отказался окончательно от своих планов. Летом 1820 г. Александр I говорил П.А. Вяземскому - одному из сотрудников Н.Н. Новосильцева, что «надеется привести непременно преобразования к желаемому окончанию, что и на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота, замедляет приведение в действие мысль, для него священную; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений,.. противоречия в людях, коих предубеждения... приписывают сим политическим правилам многие бедственные события современные». Происходящие в Европе «беспорядки» - не следствие, а злоупотребление либеральными идеями и принципами.

 


Читайте:



Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Могут быть различными, в зависимости от поставленной задачи и результата, который мы хотим получить после гадания. Большинство раскладов для малой...

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

В настоящее время актуальна тенденция возрастания числа применения экономических санкций в отношении разных стран. Глобализация международных...

Участие красной армии в великой отечественной войне

Участие красной армии в великой отечественной войне

В данном параграфе мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с участием Красной Армии в Великой Отечественной Войны и ее состоянием после...

Как установить шизофрению у ребенка

Как установить шизофрению у ребенка

Шизофрения — хроническое психическое заболевание, для которого характерно возникновение отклонений в мышлении, восприятии и эмоциональной сфере....

feed-image RSS