Главная - Отопление
Установлении местных налогов. Местные налоги, особенности их установления и действия. Система местных налогов и сборов

Сборы, устанавливаемые властями муниципалитета, обязательные для перечисления хозяйствующими субъектами и гражданами, зарегистрированными на территории города (района).

Нормативные акты, принимаемые местным руководством, не могут противоречить положениям федерального законодательства.

Что такое местные налоги

Местные налоговые обязательства устанавливаются властями муниципального образования. В их полномочия входит принятие решений относительно:
  • введения налогов либо прекращения их действия;
  • определения системы льгот, призванных поддержать определенные категории граждан или бизнес-субъектов;
  • установления правил и нюансов, по которым должна исчисляться фискальная база;
  • определения сроков и порядка перевода денежных обязательств в казну;
  • установления ставок в пределах, обозначенных в НК РФ.
Перечисленные элементы налогов устанавливаются местными властями в ситуации, если федеральное законодательство не содержит конкретики либо дает возможность выбора.

Местные налоги, взимаемые с граждан и организаций, в полном объеме идут на пополнение муниципальной казны. Это означает, что собранные средства направляются на решение актуальных социальных и экономических задач в рамках города (района). По данным статистики, доля таких обязательств в пополнении консолидированного бюджета невелика: она составляет около 2%.

Органы муниципальной власти не могут ухудшать положение хозяйствующих субъектов по сравнению с условиями, продиктованными федеральным законодательством. Это значит, что они не вправе вводить обязательства, которые не упомянуты в Налоговом Кодексе.

Налоги, действующие на территории двух крупнейших городов России (Москва и Санкт-Петербург) имеют статус региональных и вводятся властями субъекта РФ.

Местные налоги в Российской Федерации

На сегодняшний день в России действует три местных бюджетных обязательства:
  • Налог на имущество физлиц. Особенности его взимания описываются в гл. 32 НК РФ. Его плательщиками признаются граждане, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные в пределах города (района). В общем случае фискальной базой признается кадастровая стоимость имущества. Налоговые ставки по имущественному налогу устанавливаются властями муниципалитета. В ст. 406 НК РФ прописано их максимально значение, например, для квартир, домов, гаражей, машиномест законодательный «потолок» составляет 0,1%.
  • Земельный налог. Порядку взимания этого налога посвящена гл. 31 НК РФ. Согласно ст. 388 НК РФ, его плательщиками являются компании и граждане, которые располагают наделами земли на праве собственности, пожизненного владения или бессрочного управления. Сумма денежного обязательства исчисляется с кадастровой стоимости участка, определяемой согласно федеральному законодательству РФ. В ст. 394 НК РФ говорится, что налоговые ставки определяются властями муниципального образования. Кодекс устанавливает их максимальное значение. Например, для земель, используемых в сельском хозяйстве жилищном строительстве, верхний предел ставки составляет 0,3%.
  • Торговый сбор. Порядок его взимания описывается в гл. 33 НК РФ. Его обязаны перечислять бизнес-субъекты занятые в сферах, облагаемых сборами согласно муниципальному законодательству, с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. Ставки сбора определяются муниципалитетами. Они устанавливаются в рублях на объект торговли или на метраж площади, на которой она ведется. НК РФ предусмотрено, что местные власти могут поддержать отдельные направления деятельности, снизив ставку до нуля.

Законодательством РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Их зачисление должно осуществляться в соответствующий бюджет. Значимую роль для финансовой системы государства в целом, а также конкретных регионов и муниципалитетов играют местные налоги. Кто устанавливает их? Каковы особенности их исчисления и уплаты в бюджет?

Кто вводит местные налоги?

Местные налоги и сборы в РФ устанавливаются соответствующим Кодексом, а также нормативными актами муниципалитетов — административно-территориальных единиц самоуправления. Они обязательны к уплате в бюджет субъектами коммерческих и иных правоотношений, если иное не регламентируется законодательством. Местные налоги и сборы вводятся, равно как и прекращают действие, таким образом, на федеральном уровне, однако их необходимая детализация вполне может осуществляться муниципальными органами власти. Что именно может конкретизироваться местными структурами? В соответствии с положениями НК РФ, муниципалитеты вправе регулировать:

Величину ставок;

Порядок уплаты сборов;

Сроки перечисления налогов в казну.

Однако подобная детализация применима, только если имеющие отношение к данным пунктам положения не закреплены в Кодексе. Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные соответствующим федеральным правовым актом, не могут быть установлены. Вместе с тем в Кодексе могут определяться специальные режимы налогообложения, а также порядок их взимания.

в городах федерального подчинения

Некоторая специфика в отношении соответствующих бюджетных обязательств свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дело в том, что указанные города находятся в федеральном подчинении. Таким образом, в то время как местные налоги и сборы вводятся на всей остальной территории России муниципалитетами, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе соответствующие платежи устанавливаются в актах, имеющих статус региональных.

Какие налоги относятся к местным?

В законодательстве РФ определены следующие разновидности платежей, о которых идет речь:

Земельный налог;

Имущественный сбор, взимаемый с физических лиц.

Рассмотрим специфику обоих налогов подробнее.

Земельный налог

Земельный налог регулируется Главой 31 НК РФ. Изучим наиболее примечательные положения данного источника права, что имеют отношение к рассматриваемому сбору.

Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть:

Физлица;

Организации.

Критерий, определяющий возникновение обязательства по уплате соответствующего сбора в бюджет указанными субъектами — наличие в собственности или в бессрочном пользовании земельных владений. Что касается участков, которые принадлежат, к примеру, ПИФам — налогоплательщиком признается управляющая компания. Сбор при этом уплачивается за счет активов, которыми располагает фонд.

Не должны платить земельный налог организации, физлица и ИП, которые пользуются участками по праву безвозмездного пользования на срочной основе, либо в порядке аренды. Не могут быть признаны в качестве объектов налогообложения:

Участки, которые изъяты законным образом из оборота;

Территории, на которых располагаются особо ценные объекты культурного наследия, включая те, что включены в соответствующий международный список;

Участки, на которых расположены историко-культурные заповедники, а также объекты археологического наследия;

Территории, включенные в лесной фонд;

Участки, на территории которых располагаются принадлежащие государству водные объекты в составе соответствующего фонда.

Налоговая база для земельного сбора

База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.

Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.

В свою очередь, налоги местного бюджета в виде земельных сборов плательщики в статусе физлиц не должны исчислять самостоятельно. За них эту работу выполняют территориальные структуры ФНС на основе сведений, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия Росреестром.

Налоговый и отчетный периоды для земельного налога

Местные налоги и сборы вводятся, как мы отметили выше, на уровне федерального законодательства. Им же определяются ключевые характеристики соответствующих бюджетных обязательств. В частности — налоговый и Для земельного сбора налоговый период — это календарный год. Отчетных — несколько: 1 квартал, полугодие, а также первые 9 месяцев. Но они действуют только для налогоплательщиков-организаций. Физлица могут не обращать на данную характеристику внимания. Как и в случае со многими другими налогами и сборами, предусмотренными законодательством РФ, органы власти муниципального образования либо соответствующие структуры в городах федерального значения вправе не устанавливать соответствующие периоды.

Ставка для земельного налога

В свою очередь, ставку, по которой взимаются местные налоги и сборы, устанавливает муниципалитет. Или, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, законодательный орган власти города федерального значения. Однако на уровне Налогового Кодекса могут фиксироваться предельные ее значения.

Так, например, ставка, о которой идет речь, не может быть больше, чем 0,3%, для участков следующих категорий:

Тех, что отнесены к территориям, используемых для нужд сельского хозяйства;

Тех, что используются в составе жилищного фонда;

Тех, на которых располагаются компоненты инженерной инфраструктуры, относящейся к жилищно-коммунальному комплексу (не считая доли участков, которые не относятся к жилищному фонду и к соответствующим объектам);

Используемых для ведения дачного хозяйства;

Задействуемых для нужд обороны и ограниченных, в силу положения законодательства, в обороте.

Ставка не может быть больше, чем 1,5% для иных типов участков.

Земельный налог в московских муниципалитетах

Касательно определения рассматриваемого параметра земельного налога на территориях Москвы в ряде случаев может действовать несколько иной порядок. Местных налогов и сборов в доле бюджета российской столицы достаточно много, однако московские власти вправе разрешать взимать соответствующие платежи муниципальным структурам, которые сформированы на территории города. Это может сопровождаться установлением дифференцированных ставок соотносительно с категорией участка и местом его нахождения в Москве.

Уплата земельного налога

Сроки, в которые должны перечисляться в местный бюджет налоги и сборы, включая тот, что платится владельцами земельных участков, определяются на уровне муниципальных законов или источников права, издаваемых властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В некоторых случаях соответствующие платежи могут предполагать перечисление в бюджет авансовых сумм.

Не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым, организации, являющиеся плательщиками рассматриваемого налога, должны предоставить в ФНС декларацию по установленной форме.

Перечислить полную сумму сбора налогоплательщик должен до 1 ноября того года, который следует за налоговым периодом.

Налог на имущество физлиц

К местным налогам и сборам относятся также платежи, взимаемые с физлиц, которые владеют жилой недвижимостью. Касательно их перечисления в бюджет есть ряд особенностей.

Дело в том, что до 2015 года соответствующие бюджетные обязательства граждане должны быть выполнять, исходя из подсчета сумм налога на имущество на основе С 2015-го в структуре «формулы» исчисления сбора присутствуют также кадастровые показатели. Предполагается, что с 2019 года они будут применяться без учета инвентаризационной стоимости.

Что это значит? Нормы закона, действовавшие до 2015 года, предполагали взимание в казну порядка 0,1-0,3% (конкретное значение определялось в законах муниципалитета или города федерального значения) от инвентаризационной стоимости квартир и домов, находящихся в собственности граждан. Налоговая база на основе соответствующего показателя не предполагала большого финансового обременения граждан в аспекте выполнения данного бюджетного обязательства.

Другое дело, когда имущественный сбор исчисляется на основе кадастровой стоимости жилья. Дело в том, что предполагается ее максимальная приближенность к рыночной. Тем самым возможно значительное увеличение нагрузки на личный бюджет налогоплательщика в аспекте выполнения соответствующего обязательства перед государством.

Вместе с тем, до 2019 года законодательством РФ установлен переходный период, в рамках которого исчисление имущественного сбора будет, с одной стороны, предполагать включение в «формулу» налога, как мы отметили выше, также и инвентаризационных показателей — это, так или иначе, уменьшит абсолютную величину платежа. С другой — в правовых актах РФ, регулирующих рассматриваемое бюджетное обязательство, зафиксированы вычеты. Их значимость предопределяется, во-первых, конкретным типом недвижимости, а во-вторых, его площадью.

Таким образом, рост на граждан, имеющих в собственности жилую недвижимость, предполагается постепенный. К тому же во многих случаях размер предусмотренного законом вычета достаточен для того, чтобы человек не почувствовал сильного финансового бремени вследствие необходимости выполнять обязательства перед государством.

Как и в случае с земельным по имущественным сборам с физлиц должны определяться на уровне органов власти муниципалитета или соответствующей структуры в городе федерального значения. Однако компоненты «формулы», в которой учитываются, во-первых, пока что а во-вторых — вычет, устанавливаются на уровне федерального законодательства.

Формула имущественного налога

Таким образом, величина налога на имущество физлиц определяется:

Кадастровой стоимостью объекта, а до 2019 года — частично инвентаризационной;

Площадью жилья;

Вычетами;

Принятыми в конкретном регионе ставками.

Отметим, что основную работу по исчислению налога должны проводить органы ФНС. Гражданам в общем случае не потребуется изучать тонкости формулы, о которой идет речь.

Итак, мы изучили, каким образом местные налоги и сборы вводятся, рассмотрели основные характеристики имущественных платежей за владение земельными участками, а также сборов с владельцев недвижимости. Указанные обязательства граждан и организаций важны прежде всего с точки зрения устойчивости местных бюджетов. Муниципальные органы власти, исходя из социально-экономических факторов, могут при этом самостоятельно регулировать степень финансовой нагрузки на налогоплательщиков, меняя ставки или порядок уплаты сборов.

В 2019 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. В общем же виде функция местных обязательных платежей осталась прежней – формирование материальной основы для решения вопросов местного уровня.

Общие сведения

Местные налоговые платежи имеют право устанавливать (в том числе определять ставки и льготы) органы местного самоуправления (ОМСУ) в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны ().

Наличие собственных источников дохода позволяет местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.

Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты (). При этом:

  1. Ставки платежей определяются местными властями, но в пределах, установленных в общегосударственном налоговом законодательстве.
  2. Перечень налогов местного уровня также определяется на федеральном уровне, однако ОМСУ вправе выбрать те из них, которые будут взиматься в рамках конкретной территории.

Субъектами обложения местными налогами выступают граждане и компании, зарегистрированные в рамках конкретно взятого региона.

При этом, если организация имеет филиальную сеть, что чаще всего местные налоги она платит в той местности, в которой располагается ее головной офис.

Следует подчеркнуть, что 2019 году к местным налогам земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор ().

Определения

Для того чтобы определить характер, порядок взимания и специфику местных налогов и сборов важно принять во внимание некоторые определения, в том числе:

Местные налоги Обязательные отчисления в казну страны, которые определяются Налоговым кодексом, но устанавливаются и взимаются местными властями (ОМСУ). Они обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований и в полной сумме идет не пополнение местного бюджета ()
Органы местного самоуправления Властные структуры, которые формируются для реализации функций публичного управления в рамках отдельных территорий. Их деятельность затрагивает преимущественно вопросы социально-экономического развития отдельных населенных пунктов, а также экологические и культурные аспекты (ст.2 ФЗ-131)
Вопросы местного значения Спектр мероприятий, которые призваны осуществить в рамках конкретной территории ОМСУ, используя при этом исключительно средства, привлеченные в виде местных налогов (гл. 3 ФЗ-131)

Последние не следует путать с делегированными государственными полномочиями — финансирование решения этих вопросов, как правило, осуществляет государство через систему регулирующих налогов, а также категориальных, выравнивающих и стимулирующих грантов.

Каково их назначение

Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития.

А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и экологию.

Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131):
прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения;

  • предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам;
  • обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта;
  • благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение;
  • решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения;
  • поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений;
  • содержание мест захоронения и др.

Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.

Законные основания

Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей.

При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.

В Налоговом кодексе РФ вопросы регулирования местных налогов и сборов приводятся в следующих статьях:

Раздел Х НК РФ полностью посвящен вопросам администрирования местных налогов и сборов, а именно:

Вопросы распределения и использования местной казны подробно описываются в ФЗ-131, в частности:

В этом же законе определено, что именно представительные органы могут в ходе рабочих сессий устанавливать порядок взимания местных обязательных платежей и назначать их с согласия главы ОМСУ.

Какие налоги идут в местный бюджет (перечень)

При установлении на уровне отдельного региона местных налогов и сборов, местные власти должны оформить соответствующий местный нормативно-правовой акт (постановление).

В нем прописываются:

  • виды налогов, взимаемые в рамках конкретного региона;
  • ставки и сроки внесения платежей;
  • круг лиц и организаций в отношении будут действовать налоговые льготы и вычеты;
  • порядок декларирования и соответствующие налогу формы отчетности.

Местные властные структуры не имеют права вводить те местные обязательные платежи в казну, которые не прописаны в Налоговом кодексе. В нем же определено всего три вида обязательных платежей в местный бюджет (ст. 15 НК РФ).

Виды

Земельный налог

Этот обязательный сбор в местную казну взимается с граждан и организаций, которые имеют в собственности наделы земли.

Его объектом выступает земля, которая не относится к объектам лесного фонда, а также территориям, относящимся к историческому и культурному наследию.

Видео: региональные и местные налоги

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость участка, а ставка составляет 0,3-1,5% в зависимости от категории земли.
Выплачивается налог в казну всего один раз в год.

При этом помимо традиционных категорий льготников ОМСУ вправе определять дополнительный круг лиц на базе отдельного региона, претендующий на освобождение от выплат.

Плательщиками этого местного налога выступают исключительно граждане, которые имеют в собственности:

  • жилище в виде дома, квартиры, комнаты;
  • гараж или хозяйственное строение;
  • недостроенный недвижимый объект.

Именно эти виды имущества и являются объектом взимания обязательного платежа. Что же касается налоговой ставки, то она может составлять 0,1-2%.

Торговый сбор

Данный обязательный платеж взимается на территории отдельных муниципальных образований с предпринимателей и организаций, занимающихся торговой деятельностью.

Налог взимается непосредственно с объекта торговой деятельности (пункты нестационарной торговли) или с размера торговой площади.

Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превышать предельную сумму обязательного платежа, установленного в отношении отдельного муниципального образования.

Сроки уплаты

Земельный налог

Плательщики земельного налога обязаны вносить его в казну ежегодно. При этом налога:

  • организациями осуществляется поквартально;
  • гражданами и предпринимателями – один раз в конце года.

Налог на имущество физических лиц

Торговый сбор

Местный налоговый сбор с предпринимателей и торговых компаний декларируется и уплачивается в казну ежеквартально.

Перспективы развития

Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:

Будущее местных обязательных платежей видится ныне в двух проекциях:

  1. Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, перейдут постепенно на местный уровень (например, налог на недвижимость с физических лиц).
  2. Существующие ныне местные налоги будут расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности ОМСУ.

Что касается увеличения налоговых ставок и числа налоговых платежей, то такая ситуация в ближайшей перспективе полностью исключена.

Будет ли увеличение в 2019 году

В 2019 году увеличение ставок по местным налогам в России не предусмотрено.

В целом этих обязательных платежей коснулось всего два существенных изменения, а именно:

  1. Был введен третий местный налог – торговый сбор, который в текущем году взимается только в Москве и Севастополе. Он распространяется только на тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность на территории этих городов и прилегающих к ним областей. В дальнейшем он затронет все муниципальные образования РФ.
  2. Налог на имущество с физических лиц начал взиматься по кадастровой стоимости. Полный переход на новую систему будет завершен к 2020 году. Это приведет к увеличению платежа в казну (кадастровая цена больше инвентаризационной), но не за счет роста ставки, которая остается на прежнем уровне.

"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2

В данной статье, посвященной рассмотрению порядка правового регулирования и перспектив развития системы местных налогов в РФ, анализируются проблемы, возникающие в связи с установлением и введением местных налогов, и предлагаются направления совершенствования указанных процедур.

Категории "установление" и "введение налога" вызывают неподдельный исследовательский интерес, который во многом обусловлен отсутствием в налоговом законодательстве однозначной трактовки данных терминов.

Так, по мнению Е.М. Ашмариной, налоговые платежи могут устанавливаться только на уровне Федерации федеральным законом или Налоговым кодексом РФ. Следует говорить не об установлении налога на уровне субъектов Федерации или местном уровне, а о том, что законодательством субъекта Федерации (муниципального образования) вводится налог согласно установленному законодательством перечню, уточняя его основные элементы <1>.

<1> См.: Ашмарина Е.М. Некоторые вопросы разграничения налоговой компетенции // Государство и право. 2002. N 12. С. 50.

По нашему мнению, такая точка зрения представляется спорной, так как и в Конституции РФ, и в НК РФ по отношению к местным налогам используется термин "установление налога". Кроме того, в компетенции органов власти муниципальных образований находится установление элементов налогообложения, таких как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, без которых невозможно введение местного налога.

Небезынтересна позиция С.Г. Пепеляева, который также разграничивает понятия "установление" и "введение налога". По его мнению, "местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться только решением, принятым на местном уровне" <2>.

<2> Основы налогового права: Учеб.-практ. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1996. С. 37.

Полагаем, что введение местного налога должно быть осуществлено как на федеральном, так и на муниципальном уровнях (а в определенных НК РФ случаях - на уровне субъектов РФ).

Согласимся с Ю.Л. Смирниковой, которая трактует термин "установление налогов" в двух аспектах: как первичное (базовое) и вторичное (производное) установление налогов. Первичное установление налогов осуществляется на федеральном уровне и подразумевает перечисление федеральным законом (НК РФ) исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, а также описание всех элементов налогообложения. Вторичное (производное) установление налогов осуществляется соответственно на региональном либо местном уровне органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления самостоятельно в определенных федеральным законом пределах <3>.

<3> Подробнее см.: Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов РФ: Автореф. дис. ...к. ю. н. М., 2002. С. 132.

По нашему мнению, установление местного налога состоит из нескольких этапов и характеризуется вариативностью. Различия в установлении налога обусловлены тем, что в настоящее время помимо НК РФ действует Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

  1. Установление местного налога на федеральном уровне. В настоящее время оно осуществляется в нескольких вариантах.

Первый вариант заключается в принятии двух федеральных законов, одновременно регулирующих установление одного и того же местного налога. По первому варианту федеральный законодатель принимает НК РФ, в ст. 15 которого устанавливается перечень местных налогов. Также принимается закон, в котором определяются элементы налогообложения по местному налогу. Им является Закон РФ N 2003-1, которым регламентируются следующие элементы: плательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, предельные налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, а также устанавливаются налоговые льготы и порядок их применения.

Второй вариант установления налога на федеральном уровне заключается в принятии одного федерального закона (НК РФ), где предусматривается перечень местных налогов и в обязательном порядке определяются такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления. Кроме того, федеральный законодатель также устанавливает предельные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты (общие требования), а также может установить налоговые льготы, основания и порядок их применения (ст. 12 НК РФ). На федеральном уровне такой вариант установления налога действует с 01.01.2005 для земельного налога.

В связи с отсутствием на федеральном уровне единых требований по порядку установления местных налогов считаем целесообразным завершение кодификации налогового законодательства, приведения к единым требованиям порядка установления местных налогов. Местные налоги на федеральном уровне должны устанавливаться одним федеральным законом - НК РФ.

  1. Установление местных налогов на уровне представительных органов местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Этот этап также состоит из нескольких вариантов.

Первый вариант установления местного налога обусловлен принятым на федеральном уровне Законом РФ N 2003-1. Установление местного налога на муниципальном уровне по такому варианту означает принятие нормативного правового акта представительным органом муниципального образования, в котором должны быть соблюдены требования об элементах налогообложения, предусмотренные настоящим Законом. В частности, Законом РФ N 2003-1 предусматривается право представительных органов муниципального образования на установление таких элементов налога, как дифференцированные ставки в пределах, установленных Законом; налоговые льготы, основания для их использования. При этом следует отметить, что Закон N 2003-1, в отличие от ст. 12 НК РФ, не предоставляет права муниципальным образованиям устанавливать порядок и сроки уплаты налога. В связи с этим возникает вопрос, какой нормативный правовой акт должен действовать, если отсутствуют единые требования к установлению данного налога. Этот вопрос был предметом обсуждения в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 386-О, в котором было предусмотрено, что по тем местным налогам, которые были приняты до введения в действие части первой НК РФ, положения ст. 12 Кодекса, содержащей требования к актам представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливается местный налог, и п. 1 ст. 17, определяющего общие условия установления налогов и сборов, не применяются.

Второй вариант установления местного налога представительным органом местного самоуправления обусловлен вступлением в силу гл. 31 НК РФ о земельном налоге. Представительные органы местного самоуправления принимают нормативный правовой акт о земельном налоге, в котором имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Третий вариант установления местного налога распространяется на внутригородские муниципальные образования г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Местные налоги в городах федерального значения устанавливаются законами этих субъектов РФ в соответствии с главой НК РФ о земельном налоге и требованиями ст. 12, п. 1 ст. 17 НК РФ. В соответствии со ст. 12 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения. С 01.01.2005 по такому варианту установлен земельный налог в г. Москве Законом от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге". В нем регламентируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ, а также налоговые льготы. А с 01.01.2006 установлен земельный налог в г. Санкт-Петербурге Законом от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". В Законе регулируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, налоговые льготы.

Неоднозначность подходов законодателя указывает на необходимость завершения кодификации налогового законодательства и приведения его к единым требованиям.

Исходя из изложенного, предлагаем под установлением местного налога понимать принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о местном налоге или законодательным (представительным) органом государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга - закона о местном налоге, в которых в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ, определяются элементы налогообложения, такие как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Введение местного налога, полагаем, также состоит из нескольких этапов.

  1. Введение местного налога на федеральном уровне. Оно может быть связано с вступлением в юридическую силу нового местного налога; вступлением в юридическую силу изменений, касающихся действующего местного налога; отменой действующих местных налогов и т.д.

На сегодняшний день существует несколько вариантов введения местного налога на федеральном уровне.

Первый вариант связан с Законом РФ N 2003-1. Порядок его введения регламентируется Постановлением Верховного Совета РСФСР <4>, в соответствии с которым налог на имущество физических лиц вводится с 01.01.1992, т.е. с 1 января года, следующего за годом принятия Закона. Что же касается изменений, которые вносились в настоящий Закон, то единообразия по вступлению их в силу не отмечается. В отношении налога на имущество физических лиц предусматриваются два варианта вступления в силу изменений: вступление федеральных законов в силу с 1 января года, следующего за годом принятия такого закона; вступление изменений в силу со дня официального опубликования (в последнее время используется данный вариант). Более того, анализ законов, которыми вносились изменения в налог на имущество физических лиц после вступления в силу части первой НК РФ, также показал, что положения ст. 5 Кодекса не распространяются на порядок вступления в силу изменений в налоге на имущество физических лиц.

<4> См. Постановление ВС РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Второй вариант введения местного налога на федеральном уровне предусмотрен в ст. 5 НК РФ. В отношении порядка вступления в силу федеральных законов о налогах установлено несколько правил:

  1. относительно вступления в юридическую силу новых налогов;
  2. относительно вступления в юридическую силу изменений и дополнений в отношении действующих налогов.

Порядок вступления в силу новых местных налогов предусматривается в п. 1 ст. 5 НК РФ: федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Анализ указанной нормы показывает, что порядок вступления в силу федеральных законов, вводящих новые налоги, безотносителен к тому, вводятся ли федеральным законом новые федеральные налоги (сборы) или региональные и местные налоги. Более того, порядок вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о новых местных налогах, законов представительных органов государственной власти субъекта РФ о новых региональных налогах также не отличается от порядка вступления в силу федеральных законов о новых федеральных, региональных и местных налогах.

В связи с этим на практике возникают проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований. Все дело в том, что при принятии новых глав НК РФ федеральный законодатель может принимать и опубликовывать такие главы, например, 30 ноября (это максимальный срок для принятия и опубликования главы для вступления данного налога в юридическую силу с 1 января следующего финансового года). Такая ситуация возникла с принятием гл. 31 НК РФ. На практике принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о земельном налоге в соответствии с федеральным законодательством и вступление его в силу было затруднено, так как в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 НК РФ представительный орган муниципального образования должен был принять нормативный правовой акт о земельном налоге и опубликовать его не позднее 30.11.2004, чтобы он вступил в силу с 01.01.2005. Закон, который вносил изменения в НК РФ <5>, был опубликован в "Российской газете" только 30.11.2004, т.е. представительные органы местного самоуправления получили возможность ознакомиться с информацией о земельном налоге только в этот день. При таком подходе установление земельного налога и вступление его в силу с 01.01.2005 было практически невозможно. Следовательно, большинство муниципальных образований получили право на введение земельного налога в соответствии с требованиями гл. 31 НК РФ только с 01.01.2006 <6>.

<5> См. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
<6> Однако в Москве был принят Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", который официально опубликован 30.11.2004 и введен в действие с 01.01.2005.

Вторая проблема может быть связана с принятием главы НК РФ, например, в начале ноября, когда у муниципального образования еще есть возможность до 30 ноября своевременно принять и опубликовать акт. Однако в таком случае акт принимается на скорую руку, в связи с чем установление налоговых ставок, льгот может оказаться непродуманным и нарушающим основополагающие начала налогового законодательства.

В связи с этим мы предлагаем установить следующие два правила относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

  1. Федеральные законы, устанавливающие новые федеральные налоги, сборы, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (т.е. мы предлагаем оставить тот порядок, который предусмотрен ст. 5 НК РФ).
  2. Федеральные законы, устанавливающие новые региональные, местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в части установления новых региональных, местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Порядок вступления в силу федеральных законов, в которых предусматриваются изменения (дополнения) в отношении действующих налогов, также регламентируется ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Мы предлагаем установить следующие два правила:

  1. нормативные правовые акты РФ о федеральных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  2. федеральные законы о региональных и местных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
  3. Введение местного налога на муниципальном уровне (на уровне субъектов РФ - в городах федерального значения). Оно связано с принятием нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона представительного органа города федерального значения), в котором определяется порядок вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый местный налог, или порядок вступления в силу изменений, дополнений в нормативный правовой акт о действующем местном налоге. Порядок вступления в силу таких актов в действующем законодательстве аналогичен тому порядку, который предусмотрен для федеральных законов. Представляется целесообразным сохранить действующий порядок вступления в силу таких актов.

С 01.01.2006 большинство муниципальных образований смогли впервые ввести в соответствии со ст. 5 НК РФ новый земельный налог, но при этом они должны были соблюсти два условия:

  1. принять нормативный правовой акт в 2005 г.;
  2. опубликовать такой акт не позднее 30.11.2005.

Анализ нормативных правовых актов представительных органов большинства муниципальных образований о новом земельном налоге позволяет сделать вывод, что сроки вступления в силу таких актов соответствуют требованиям ст. 5 НК РФ <7>. В то же время в ряде муниципальных образований органами местного самоуправления не всегда выполняются требования налогового законодательства - текст соответствующих нормативных правовых актов официально не публикуется или порядок вступления в силу не соответствует требованиям ст. 5 НК РФ <8>.

<7> См.: Решение районного собрания муниципального образования Корсаковского района от 17.11.2005 N 7 "Об установлении земельного налога" // Восход. 2005. 24 ноября. N 133(9761); Постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N 37-5 "Об утверждении положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "г. Якутск" // Эхо столицы. 2005. N N 161 - 163; Решение районного собрания муниципального образования "Биробиджанский район" Еврейской автономной области от 18.11.2005 N 94 "О земельном налоге на территории Биробиджанского муниципального района" // Биробиджанский район. 2005. N 23; Решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в г. Владивостоке" // Вестник Думы г. Владивостока. 2005. N 15; Решение Думы г. Благовещенска от 29.09.2005 N 4/32 "Об утверждении Положения о земельном налоге в г. Благовещенск" // Благовещенск. 2005. N 41 и т.д.
<8> См., например, Решение Городской думы г. Комсомольска-на-Амуре от 05.06.2000 N 48 "О местных налогах на территории г. Комсомольска-на-Амуре" (с изм.). Решение вступило в силу с момента официального опубликования.

Таким образом, под введением нового местного налога мы предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения) не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования в соответствии с принятым федеральным законом, вносящим изменения в НК РФ в части установления новых местных налогов, который вступает в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее трех месяцев со дня его официального опубликования.

Под введением изменений о местных налогах предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения), вносящего изменения в местный налог, за исключением внесения изменений в части установления новых местных налогов, не ранее одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу в соответствии с принятым федеральным законом о местном налоге, вносящим изменения в НК РФ, который вступает в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему местному налогу.

Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. установление и введение налога не являются тождественными понятиями;
  2. установление и введение налога не совпадают по времени и характеризуются вариативностью. Установление и введение налога состоят из двух этапов: первый - установление (введение) налога на федеральном уровне, второй - на местном уровне (на региональном уровне в отношении внутригородских муниципальных образований);
  3. необходимо внести изменения в ст. 5 НК РФ и изложить п. 1 ст. 5 в новой редакции:

"Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

  1. Федеральные законы о федеральных налогах, законы субъектов РФ о региональных налогах и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы о региональных и местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Нормативные правовые акты РФ о федеральных сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых федеральных налогов и сборов, а также законы субъектов РФ о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, вводящие соответственно региональные и местные налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых региональных и местных налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования".

Н.А.Богуславская

старший преподаватель

кафедры конституционного

и административного права

юридического факультета

Хабаровской государственной академии

экономики и права

В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов. Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

порядок исчисления. налоговые ставки;

порядок и сроки уплаты;

налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Земельный налог

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.



Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

алоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

 


Читайте:



К чему снится крот сонник К чему снится крот

К чему снится крот сонник К чему снится крот

Сонник кротВ геральдике крот символизирует силы тьмыСимволические знаки крота в грёзахКрот во снах имеет двоякое значение: это олицетворение...

Инструкция расчет зарплаты зуп 2

Инструкция расчет зарплаты зуп 2

С помощью программы 1С 8.2 Комплексная автоматизация достаточно удобно начислять заработную плату. Сегодня мы рассмотрим алгоритм начисления...

Баранина тушеная Лучшие рецепты тушеной баранины

Баранина тушеная Лучшие рецепты тушеной баранины

Александр ГущинЗа вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Мясное изобилие на прилавках магазинов и колхозных рынков ясно говорит о том, что...

Что такое общение кратко

Что такое общение кратко

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой...

feed-image RSS